Сайт Игоря и Татьяны Новосёловых

Заголовок

MusicAndElectronics

Опубликовано: 18 сент. 2014 г.


ПОДПИСАТЬСЯ 291

Саундтрек Аревик Шахраманян - студентки 3 курса Санкт-Петербургского музыкального техникума им. М.П. Мусоргского, к мультфильму "Снег пришёл" Надежды Сениной, студентки Уральского гос. педагогического книверситета

Из работ Всероссийского музыкального конкурса «МиВА»-2014

Обработка видео...

Аревик Шахраманян Альт Глинка Неоконченная соната

Обработка видео...

В гостях у Игоря и Татьяны Новосёловых Аревик Шахраманян.


Добрый день!

Сегодня у нас в гостях молодой музыкант-альтистка Аревик Шахраманян.

На наш взгляд, всегда интересно поговорить с человеком, который посвятил себя какому-то одному делу и на протяжении многих лет служит ему.


– Действительно, Аревик, попробуем разобраться, что побуждает Вас заниматься своим делом так настойчиво? Мы думаем, что это будет интересно узнать посетителям нашего сайта, ведь подавляющее большинство из них – ребята в возрасте до 18 лет. И это значит, что проблема выбора своего места в жизни очень и очень актуальна для каждого из них. Как давно Вы занимаетесь музыкой?


– Музыкой я занимаюсь с детства. Можно сказать, что история моего общения с волшебным миром звуков составляет почти 17 лет!


– Вы учитесь в Санкт-Петербургской консерватории на четвертом курсе. Впереди еще полтора года учебы. А до того, как Вы поступили в консерваторию, как мы понимаем, была учеба в музыкальной школе? В училище?


– Я вижу, Вам многое известно о подробностях жизни музыкантов!  Действительно, мой путь начался с музыкальной школы. Туда я пришла в пять с половиной лет и училась до четырнадцати. Дело в том, что обучение в «музыкалке» происходит несколько иначе, чем в образовательной школе. В последней ученику надо закончить хотя бы девять классов, чтобы получить аттестат. А начальное музыкальное образование обычно длится всего семь лет. Но для тех, кто хочет заниматься музыкой дальше, существуют дополнительные классы, в которых ученик может совершенствовать свое мастерство и готовить программу для поступления в профессиональное музыкальное заведение, например, училище или колледж. Так и произошло со мной. В 2011 году я поступила в Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Мусоргского и проучилась там 4 года.


– Получается, Вы еще в детстве решили, кем станете? Или за Вас это сделали родители?


– Вообще, в нашей семье к музыке всегда относились хорошо. И не только к классической. Но заниматься музыкой я захотела сама! Хотя я тогда была совсем маленькой, едва выучила алфавит… Когда мы с мамой проходили мимо музыкальной школы, и из окон доносились звуки фортепиано, флейты, пения и, конечно, скрипки – я ничего не могла с собой поделать, так хотелось зайти! Сейчас я очень благодарна маме за то, что она все-таки позволила мне это сделать!


– Столько лет учиться – больше, чем «на доктора»! Скажите честно – не скучно?


– В жизни музыканта очень редко наступают такие моменты. Скорее наоборот: что ни день – то увлекательное приключение! Репетиции, концерты, конкурсы… Иногда совсем в другом городе, другой стране. Но даже если ты сдаешь обычный экзамен, например, по специальности, квартету или ансамблю, все равно чувствуешь, что в твоей жизни происходит важное событие. Ты развиваешься, растешь над собой, и любимое дело с каждым днем значит для тебя еще больше… Иногда накапливается усталость – тогда лучше остановиться и отдохнуть. Переутомление может привести к творческому кризису. Но от кризиса или депрессии музыканта может спасти проверенное средство: выбираешь произведение, по возможности – место его исполнения и… начинаешь печатать афиши!


– Классическая музыка сегодня, как Вам кажется – это современно?


– Определенно, да. Ведь она повсюду сопровождает жизнь современных людей. Концерты классической музыки по-прежнему пользуются большим спросом; что особенно важно, зрители не просто находят время прийти в филармонию, в тот или иной театр – они вступают в диалог с исполнителями, живо реагируют на происходящее!

Я часто слышу от знакомых отзывы то об увиденной премьере, то о передаче по «Культуре» – и эти люди не всегда музыканты. Наконец, даже когда захожу в транспорт с инструментом, чувствую к себе живой интерес! Пассажиры заговаривают, спрашивают, давно ли я занимаюсь. А в это время на другом конце автобуса раздаётся «24-й каприс» Паганини в исполнении Nokia-3310, хотя сейчас у каждого владельца мобильного телефона есть возможность поставить себе на звонок все что угодно. И даже на рок-концертах «гвоздем программы» порой становится Па-де-де из «Щелкунчика» в современной обработке…

Так что классическая музыка и сегодня остается тем «вечным и неизменным», к которому тянутся люди.


– А какой репертуар Вам нравится играть? Есть что-то особенно близкое?


– Как заметил один мой знакомый, ни одно произведение не может быть исполнено хорошо, если исполнитель не прочувствовал его, «не прожил каждую ноту»… Но все же есть музыка, которую особенно приятно играть! Пожалуй, мое любимое произведение для альта, с которым, конечно, многое связано – Неоконченная соната Глинки.


– Всегда хотелось узнать: читать ноты для музыканта – это то же самое, что и книгу читать?


– По-моему, это очень удачное сравнение! Во-первых, читать мы тоже учимся с детства: начинаем неумело, с запинками, а потом, от раза к разу – все лучше и лучше. А во-вторых, музыкальная «книга», как и обычная, может многое вам поведать – и о героях, и об авторе, и, наконец, о том, кто ее для вас читает…


– Интересно, а Вы когда-нибудь пробовали писать музыку? Можете ли Вы поделиться своими композициями?


– Если не считать домашних заданий по сольфеджио, я была композитором два раза в жизни, участвуя в конкурсах по созданию музыки к анимационным мультфильмам. Один из них – МИВА-2014. И, кстати, результат вполне порадовал не только меня, но моих наставников и даже жюри. Сейчас, к сожалению, мне совсем не удается сочинять, но я мечтаю хотя бы иногда возвращаться к этому увлекательному занятию. С удовольствием предоставлю вам свои работы.


– Мы знаем, что Вы часто играете на подмене в разных оркестровых коллективах. А как это вообще – легко?


– В любой работе есть свои сложности. Оркестровому музыканту особенно важно иметь терпение, выносливость, внимательность. И конечно творческий подход. Даже если процессом исполнения в целом руководишь не ты. Но, как говорится, тяжело в учении – легко в бою. И на концерте, даже если это напряженный бой с самим собой, наступает отдача. Понимание того, что ты играешь чисто, вовремя, интересно и красивым звуком – самый счастливый момент в жизни оркестранта. А есть коллективы, в которые приходить и осознавать это особенно приятно… И у которых есть чему поучиться.


– Как удается так внутренне собраться, чтобы отыграть сложные и часто незнакомые произведения?


– Конечно, на одной силе воли концерт не сыграешь. Бывают технически сложные композиции или фрагменты в них, которые требуют многократной отработки, повторения, усовершенствования навыков. Но и настрой во время выступления очень важен. Он зависит и от характера исполнителя и от его состояния в данный момент – как душевного, так и физического. Ну, а что касается незнакомых произведений, то их редко приходится «выносить» прямо на сцену, без репетиций. Но если такое все-таки случается, то, как правило, уровень сложности у такого концертного номера все же умеренный. Хотя, как вы совершенно справедливо заметили, здесь тоже важно собраться и адекватно поставить задачи. Умение читать с листа на сегодняшний момент входит в обязательный багаж музыканта, наряду с виртуозностью, артистизмом и знанием музыки… Но если есть возможность, лучше все-таки исполнить на концерте то что уже входит в ваш «карманный» репертуар!


– Участвуете ли Вы в музыкальных конкурсах? Что Вам дает это участие?


– На самом деле, музыкальные конкурсы в прежние времена не были распространены так широко, как сейчас. Их «настоящая» история началась в 20 веке. Но сейчас они являются неотъемлемой частью музыкальной жизни, особенно если речь идет о юных и молодых музыкантах.

Для меня конкурс – прежде всего возможность творческого самовыражения, несмотря на то, что такой «выход» является действительно серьёзным испытанием – отъем сил, энергии, нервов практически неизбежен. Но для исполнителя, который хочет воспитать в себе солиста, это идеальные условия. Очень важно иметь возможность объективно оценить свои достоинства и недостатки – а на конкурсе всегда есть жюри, зрители, другие участники, которые могут открыть тебе глаза на то, чего ты сам не замечал.

Конкурсное выступление как бы подводит итого твоей работы за определенный период. Наконец, участие в таком мероприятии часто дарит новые знакомства; и не только с людьми, но и с интересными произведениями, которые впоследствии могут стать программой твоего следующего концерта или конкурса! А общение с новыми людьми – тоже важный опыт.

Так что VI Международный конкурс Рахманинова, V Открытый городской конкурс юных исполнителей на струнно-смычковых инструментах и арфе, I Международный конкурс юных исполнителей в Петрозаводске и, наконец, VIII и IX Международный конкурс Савшинского действительно оставили для меня много приятных и незабываемых впечатлений!


– К чему больше Вы стремитесь – к игре в оркестре или к игре с оркестром, то есть солировании?


– Сложный вопрос! С одной стороны, в наше время почти невозможно представить скрипача, альтиста или виолончелиста, который вообще не имеет отношения к какому-либо ансамблю или оркестру и не владеет соответствующими навыками. Мне работа в оркестре, как правило, интересна. Но в то же время, и без сольных выступлений совсем нельзя. Поживешь два-три месяца без таких концертов – и кажется, что жизнь проходит мимо тебя… Такие же ощущения посещают и многих моих коллег, с которыми мы обмениваемся впечатлениями. В моей биографии, к сожалению, еще нет ни одного сольного выступления с оркестром. Но надеюсь, в будущем мне удастся это исправить. К счастью, благодаря нашим замечательным концертмейстерам появляется возможность проводить вечера музыки для альта и фортепиано, а иногда даже сольного альта, на которые слушатели приходят с большим удовольствием и оставляют приятные отзывы! Ближайший такой концерт, возможно, будет в феврале в моем родном училище Мусоргского, и разумеется, я и мои друзья будем очень рады видеть там каждого, кто любит музыку!


– Интересно – а можете ли Вы преподавать?


– Возможности постоянно преподавать пока не представилось, но иногда удается поработать репетитором. Общение с учениками доставляет мне большое удовольствие. С каждым из них у меня сложились хорошие отношения, и каждый из них по-своему талантлив.


– Учить – это сложно? Ведь часто результат не увидишь сразу. Сколько же необходимо иметь терпения?


– Думаю, учить – это по сложности то же самое, что и учиться самому. Ты должен научиться смотреть на вещи с двух сторон – со своей, учитывая личный опыт, знания, советы предшественников, и с противоположной стороны – стороны своего ученика, который еще не поступил в училище, не закончил консерваторию и у которого, разумеется, есть свой личный взгляд на мир, свои цели, предпочтения в музыке. И даже свой опыт, иногда негативный… С одной стороны, важно заслужить уважение и доверие ученика, а иногда и его родителей, с другой – необходимо ни навредить, ни задавить, найти решение, исходя именно из его способностей и данных. Ну, а что касается преподавательского терпения – оно конечно иногда заканчивается. Ведь преподаватель тоже человек. Но это наш маленький секрет. Я в таких случаях беру время на раздумья – пересматриваю выступления, перекапываю ноты, взвешиваю еще раз все «за» и «против». А на следующий день мы с новыми силами вместе беремся за дело.


– Хотелось ли Вам когда-нибудь отказаться от музыки и сменить профессию?


– Желание бросить все и сменить профессию возникает у меня… раз в неделю. Но длится обычно не больше получаса. Ну, а если серьезно – осознание того, что музыка станет моей профессией и что профессию вообще нужно выбирать, пришло ко мне не сразу. Дети не всегда задумываются всерьёз о таких вещах. Вначале ты просто ходишь в музыкальную школу, занимаешься несколько лет и только потом понимаешь, что скрипка или альт может скоро исчезнуть из твоей жизни, если ты после этих начальных семи лет никуда не поступишь и тебя никто не станет учить… Наверное, это и был переломный момент. К счастью, даже тогда все решалось довольно быстро, хотя и непросто.

Сейчас мне сложно представить себя не музыкантом.


– И еще у нас просьба – можно ли рассчитывать, что Вы разрешите опубликовать на сайте и другие свои выступления?


– Разумеется, и я тоже буду очень рассчитывать на дальнейшее сотрудничество с вами!


– В заключении мы хотим поблагодарить Вас за то, что уделили время для интервью. По нашему мнению, Вы уже сейчас вполне сформировавшийся профессионал! Большое спасибо и творческих успехов в Новом году!

– Спасибо и вам, Игорь и Татьяна, за такую приятную беседу! Позвольте поздравить всех ваших читателей с Новым годом и Рождеством и пожелать крепкого здоровья, успехов и конечно творческого настроения!


Вот и закончилось короткое интервью с интересным человеком и музыкантом Аревик Шахраманян. Если у Вас возникли вопросы или, возможно, предложения к сотрудничеству, пишите нам на сайт. Мы немедленно передадим Аревик Ваше сообщение с координатами для ответа!


С Новым годом и Рождеством, Игорь и Татьяна Новосёловы!

Аревик Шахраманян Альт Брамс Скерцо Конкурс Савшинского

Обработка видео...